Модульные понтоны из пластика: конструктивные особенности

Танки, поезда и буровые вышки

Полный комплект машин и оборудования для наведения мостов из складных звеньев получил название ПМП (понтонно-мостовой парк) и был принят на вооружение Советской армии в 1962 году. Ширина проезжей части моста из парка ПМП просто невероятна для всех ранее существовавших понтонных мостов — 6,5 м. Если раньше автомобили могли ехать по понтонному мосту со скоростью пешехода, а танки и вовсе ползли как черепахи, то по ПМП первые могут ехать как по шоссе, не снижая скорости, а вторые — достигая 30 км/ч. Ширина моста позволяет организовать движение автотранспорта в две колонны или одновременно в обоих направлениях. Комплект парка (32 речных и 4 береговых звена) позволяет построить мост длиной 227 м и грузоподъемностью 60 т (а это значит, что мост обеспечивает движение всей техники, какая может быть в войсках). Если же переправа танков не предполагается, то, «располовинив» часть понтонов, можно навести мост длиной 382 м под грузы до 20 т. Правда, и проезжая часть будет уже — всего 3,3 м. Для автомобилей этого вполне достаточно. Кстати, звено в раскрытом виде, весящее около 5 т, имеет специальные крепления для перемещения с помощью вертолета.

Со временем Советская армия обзавелась усовершенствованным вариантом понтонного парка — ПМП-М, который перевозился на более мощных автомобилях КрАЗ-255. Теперь мост мог наводиться при скорости течения реки 3 м/с вместо прежних 2 м/с. К 1984 году на вооружение армии поступил понтонный парк ППС-84. В этом комплекте звенья могли соединяться не только в длину, но и в ширину, что позволяло собирать мост с шириной проезжей части почти 14 м при грузоподъемности 120 т. По такому мосту уже и танки могли двигаться в две колонны и без ограничения скорости. Правда, тут наши военные слегка «переборщили». Полный комплект парка ППС-84 оказался слишком громоздким, хотя и позволял построить мост под нагрузку 120 т длиной 702 м, а под обычные 60 т — почти 1,5 км. Его наводили шесть понтонных батальонов.

Зато такой мост шириной 14 м и длиной 702 м можно было использовать в качестве плавучего аэродрома для самолетов с укороченным взлетом и посадкой или в качестве наплавного железнодорожного моста (МЛЖ-ВТ). Существовал также пластиковый вариант все того же модернизированного ПМП.

Сегодня различные варианты и комплекты ПМП охотно используют нефтяники и газовики. Из звеньев, доставляемых в самые труднодоступные места Западной Сибири, собирают плавучие платформы для буровых вышек или насосных станций. А чтобы не иметь проблем с плавучестью, понтоны заполняют пенопластом. Такое звено уже абсолютно непотопляемо.

Особенности эксплуатации

Полиэтиленовые модули чрезвычайно неприхотливы. Они одинаково хорошо чувствуют себя в морской и пресной воде, довольно стойко переносят механические воздействия.

Тем не менее, производители рекомендуют соблюдать некоторые правила, призванные увеличить срок службы понтона:

  • не нагружать плавучую конструкцию, если водоем покрылся льдом;
  • не крепить и не якорить понтон жесткой системой: он должен иметь возможность свободно перемещаться вверх или вниз ;
  • не допускать резких механических воздействий, способных нарушить целостность модуля;

Разумеется, использовать модульные понтоны допускается только по назначению.

Изготовление

Для изготовления устройства используется экологически чистый материал. Технологии, с помощью которых создаются понтоны, также имеют высокоэкологичные характеристики. Импортный полиэтилен высокого качества имеет лицензию для работы с продуктами питания. Это говорит о том, что вредные вещества для окружающей среды и человека такими изделиями не выделяются.

Понтон из пластика является выгодной и удобной конструкцией. Форма причала из пластикового понтона может быть абсолютно любой. Более того, при желании ее можно изменить в течение пары часов, просто заменив расположение модулей. Использовать понтоны можно не только в целях гипер-масштабных мероприятий. В частных случаях можно использовать устройство очень оригинально, например, устроить свадебную церемонию на воде. Универсальность и большая грузоподъемность конструкции обеспечат возможность воплощения любых идей, связанных с пребыванием на воде объектов и людей в большом или малом количестве.

Покупка понтона также не вызовет никаких затруднений – рынок сегодня переполнен предложениями, а специальной проверки качества при покупке понтоны не требует в силу своей абсолютной простоты. Заказать понтон можно в любой профильной фирме, где специалисты проконсультируют по любым вопросам.

Разделение изделия на виды

Понтоны делятся на два типа:

  • модульные;
  • трубные.

Модульные понтоны изготовлены с помощью метода ротационного формования. Они имеют бесшовную структуру, за счет чего повышается прочность изделия. Соединение модулей не вызывает никаких технических проблем.

Для монтажа и демонтажа конструкции из модульных понтонов достаточно силы одного человека. В комплект при продаже таких понтонов должны входить специальные крепежные элементы, которые обеспечат не только прочную стыковку модулей, но и надежную фиксацию у берега.

Понтоны трубные (поплавки) сделаны на основе пластиковой трубы с двумя стенками. Такое устройство надежно оберегает конструкцию от ударов. Несколько подобных поплавков можно соединить в длину. Для этого понадобится специальный каркас или торцевые соединители.

Расчет модульного понтона

Очень важно правильно определить необходимую грузоподъемность системы. По данной величине выбирается модуль: они производятся с разной несущей способностью – от 400 до 1000 кг/кв

м. Наибольшим спросом пользуются элементы с габаритными размерами 500х500х400 мм. Грузоподъемность одного такого куба составляет 400 кг/кв.м.

Умножив эту цифру на проектную площадь платформы, можно узнать ее общую грузоподъемность.

Модульный понтон в качестве вертолетной площадки

Но немаловажно знать, выдержит ли понтон точечную нагрузку от конкретного оборудования. Для этого необходимо проделать следующее:

  • подсчитать площадь опирания оборудования (или какого-либо другого предмета);
  • разделить на полученную величину его вес – таким образом определяется, какая его часть приходится на квадратный метр опирания.

Сравните результат с удельной грузоподъемностью понтона. Если оборудование, которое предполагается установить на понтон, имеет удельный вес (в кг/кв.м) меньше – можете смело покупать модули с данными характеристиками. Если же наблюдается превышение допустимой нагрузки – ищите понтон с другими характеристиками.

Желательно иметь 20-30%-ный запас по грузоподъемности: если, к примеру, удельный вес оборудования составил 100 кг/кв. м, расчет понтона следует делать исходя из 120 или 130 кг/кв.м.

Модульный пластиковый понтон – просто купить и собрать

Удачно спроектированная конструкция быстро собирается и разбирается. Наш пластиковый модульный понтон производится из прочного пластика. Он полностью лишен всех минусов бетонных и деревянных вариантов. Даже малоопытный мастер без труда справится с операциями по сборке. Благодаря продуманной конструкции, стыки оказываются подогнанными практически идеально.

Материал, из которого выполнены понтоны, устойчив к воздействию всех природных факторов. Такой пластиковый пирс не теряет своих качеств от ультрафиолетового излучения, хорошо переносит температурные колебания, химически нейтрален по отношению к солям, растворенным в воде. В частности, пластик не разрушается даже при тридцатиградусном морозе, однако стоит учитывать, следующее. Для сезона отрицательных температур изделия необходимо разбирать и убирать из воды и хранить их на складе.

Благодаря модульности понтонной конструкции легко построить как обыкновенный пирс для катеров и аквабайков, так и «бассейны» внутри водоема, платформы для подводного плавания, вышки для прыжков в воду, плавающие концертные и танцевальные площадки. Из понтонных конструкций получаются отличные места для рыбной ловли, на которых удобно расположить складные стульчики, шезлонги и все рыболовные принадлежности. При этом, пирс постоянно сохраняет первоначальный «новенький» вид, в отличие от деревянных или бетонных сооружений. Никакого дополнительного декора он не требует.

Применение

Понтоны, выполненные из различных материалов, сооруженные своими руками находят самые различные применения:

  • плавучие площадки с барбекю для отдыха с друзьями;
  • кафе на воде;
  • причалы для катамарана, лодки или гидроцикла;
  • пирсы;
  • плоты для рыбалки;
  • понтоны-катамараны для преодоления мелководья;
  • плавучие бани на понтоне;
  • площадки для разных мероприятий на воде;
  • и даже дом на понтоне.

На таком плоту, пирсе, понтоне, сделанном своими руками, можно не только загорать, нырять с него в воду (перевернуть его практически невозможно). Можно перевозить грузы, осматривать садки с рыбой, переправляться как на пароме. Флотилия плотов-понтонов позволит устроить увлекательные игры-соревнования на скорость или, скажем, по фигурному вождению.

Отдыхайте с удовольствием, но не забывайте следить за техническим состоянием и периодически производить ремонт самодельного понтона!

Производители модульных понтонов

Рынок модульных понтонных систем насыщен продукцией зарубежных и отечественных производителей. Поскольку спрос на эту продукцию постоянно растет, практически все заводы, выпускающие крупногабаритные пластмассовые изделия, успешно осваивают и производство плавучих средств. Представляем краткий обзор отечественных и зарубежных производителей, продукция которых пользуется у наших любителей водного отдыха большой популярностью.

Отечественные

Среди отечественных производителей пластмассовых модулей можно отметить следующие компании:

Центр Пластика

Компания занимается производством систем очистки стоков, емкостей, применяемых в пищевой промышленности. Оборудование, имеющееся на производственных площадях компании, позволяет изготавливать пластиковые модульные понтоны высокого качества. Габаритные размеры модуля, выпускаемого данным предприятием, составляют 2000х1000х400 мм. Весит такой элемент 60 кг. Кроме этого, Центр Пластик выпускает практически полный перечень необходимого оборудования для понтонных систем.

Сайт производителя: centr-plastik.ru

Ротопласт

Основанная в 1998 году компания занимающаяся производством изделий методом ротационного формования. Ассортимент пластиковой продукции очень широк.

Сайт производителя: rotoplast.ru

Руспонтон

Известная компания, которая занимается производством модульных понтонных систем, выполняет заказы и по проектированию причалов, пристаней, пирсов и пр. Специалисты компании занимаются и строительством вышеперечисленных сооружений.

Сайт производителя: rusponton.ru

2Float

Компания занимается производством, доставкой, монтажом и арендой пластиковых модульных понтонов с 2006 года и является одним из лидеров данного рынка. Предлагают широкий ассортимент понтонов различной грузоподъемности и аксессуаров к ним, гибкую систему скидок, качественные услуги и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Сайт производителя: 2float.ru

В России можно приобрести модульные понтоны, произведенные в Швеции и Германии, Польше и Китае.

EZ Dock

Но больше всего ценится продукция мирового лидера в этой области – американской компании EZ Dock. Модули данной марки отличаются исключительной долговечностью устойчивостью. В России продукцию EZ Dock реализует компания РОСАН. Изделия производятся в США на двух производственных площадках, расположенных в штатах Миссури и Северная Каролина. Европейский офис компании расположен в Бельгии. Реализация модульных понтонов и аксессуаров к ним осуществляется посредством дилерской сети.

Возможности использования понтонов

В условиях морских курортов модульные пластиковые понтоны имеют большую популярность. Они удобны для изготовления как маленьких, так и крупных конструкций. Но когда начинается шторм, такие конструкции из понтонов лучше демонтировать и сложить на берегу. Демонтаж устройства под силу даже одному человеку.

Изделие дает возможность создавать различные конструкции, которые часто необходимы для того или иного заведения. Способы применения понтонов:

  • причалы, пирсы;
  • пляжные плавучие платформы, которые соединяют берег и область наибольшей глубины;
  • искусственные островки;
  • кафе-бары и танцполы на воде;
  • оборудование места для удобной ловли рыбы;
  • садки для рыбы;
  • ограждение игровой зоны в воде на пляже;
  • ремонтные работы и окрашивание мостов и кораблей;
  • плавучие ограждения.

Характеристики понтонов из пластика

Понтоны обладают ячеистой структурой, которая позволяет отказаться от заполнения изделия специальной пеной. Такая структура не снижает плавучесть, при этом обеспечивает изделие высокой прочностью. Грузоподъемность устройства, которая указывается выпускающей изделия компанией, – величина условная и относится лишь к одной единице изделия.

Рассчитывая грузоподъемность собранной конструкции нужно учитывать несколько факторов:

  • если груз находится на одном понтоне точечно, то частично его вес можно распределить на соседние, даже в условиях нахождения груза на крайнем понтоне;
  • вес точечной нагрузки распределяется по всей конструкции тем больше, чем жестче крепление между модулями;
  • необходимо знать предположительное количество человек, которое должна выдерживать конструкция;
  • для обычной эксплуатации нужно рассчитывать грузоподъемность так, чтобы был запас как минимум в двукратном размере;
  • собственный вес понтона также нужно учитывать при расчете.

Полчаса на преграду

Стоило сбросить звено с машины в воду, как с ним происходила чудесная трансформация — оно само раскладывалось, превращаясь в шестиметровый участок 60-тонного моста с шириной проезжей части 6,5 м.

Теперь за работу принимались два солдата-понтонера. Они запрыгивали на раскрывшееся звено (прикрепленное тросом к машине, оно не уплывало далеко) и несколькими движениями рычагов превращали шарнирно соединенные понтоны в жесткое единое целое. С помощью багров солдаты сближали свое звено со звеньями соседей и скрепляли их между собой с помощью специальных замков. Таким образом, соединение звеньев занимало считанные секунды.

Область применения

Модульные понтоны из пластика применяются в частных и коммерческих целях. С их помощью можно реализовать целый ряд бизнес-идей. Модульные конструкции вполне могут использованы сотрудниками МЧС и военными.

Бани и дачи на воде

Баня на модульном понтоне

Отдых на воде – это не только плаванье на яхте или круизном теплоходе. Собрав платформу из модулей, на ней можно соорудить баньку или дачу.

Их можно оборудовать всеми инженерными коммуникациями по тому же принципу, что и наземные постройки. Конечно, обеспечить круглогодичную подачу питьевой воды и отвод канализационных стоков в этом случае непросто, но ведь можно ограничиться и сезонным пользованием этих домиков.

Реализация бизнес-идей

На смонтированном из пластиковых модулей полотне можно построить ресторан, бар или кафе. Безопасность посетителей обеспечивается леерными ограждениями и размещением на платформе спасательных кругов и жилетов.

Кафе на модульном понтоне

Кафе на воде может быть стационарным и мобильным. Последние оборудуются навесными моторами. На подвижных платформах устанавливаются электрогенераторы и накопительные емкости для воды. Пришвартованные или заякоренные сооружения обеспечиваются стационарными инженерными сетями.

На модульном понтоне можно устроить и сцену для проведения концертов. Зрителей можно разместить на соседней платформе или на берегу.

Активный отдых

Используя модульные понтоны, можно организовать активный отдых любого направления: парусный спорт, занятия с парашютом, дайвинг и пр.

Бассейн из модульного понтона

При помощи понтонных конструкций легко сооружается бассейн подальше от берега – там, где вода чистая. По периметру можно расположить стоянки для водных мотоциклов, лестницы и горки, лежаки и т.д. Для удобства бассейн можно соединить дорожкой с плавучим кафе.

Деревянные понтоны

понтоне из фанерыФанера должна быть водостойкая

Детали для понтонов выкраиваются по картонному лекалу, напоминающему в развертке конус, пропитанная олифой фанера несложно сгибается. Ею оббивают уже выстроенный из реек каркас. Обшивка и палуба делаются из той же самой фанеры, или тонких досок, расположив их таким образом, чтобы расстояние между параллельными понтонами было равно 1 метру.

Из велосипедных деталей изготавливается гребной привод катамарана. На гребные колеса также идут велосипедные, лучше всего от трехколесных детских. Сиденье можно соорудить так же из фанеры, реек, досок. Для крепления к пристани или для переноски можно привинтить по краям 4-6 дверных ручек.

Можно сделать классический понтон-плот из бревен, особенно, если рядом есть легкодоступная древесина.

Расчет понтона

Любой понтон нужно предварительно рассчитать

Самое важно рассчитать его грузоподъемность. Общая грузоподъемность складывается из плавучести всех его элементов (поплавков)

Даже если вы не можете просчитать на бумаге эти параметры, то замерьте на практике грузоподъемность одного элемента (пластиковой бочки, бутылки, куска пенопласта, то есть того, из чего вы делаете понтон). Затем используйте столько элементов, чтобы суммарная грузоподъемность была не меньше необходимой вам. Но крайне желательно сделать еще запас около 30-50%.

Пример простого расчета:
Вы хотите сделать понтон, который удерживает 1,5 тонны на воде. Допустим одна бочка может удержать 150 кг веса. Тогда вам понадобится не менее 10 бочек. Но желательно использовать 13-15 бочек с запасом.

В идеале нужно еще рассчитать понтон на жесткость каркаса, плавучесть и опрокидывание. На практике не все сумеют это сделать. Наш совет: делайте все с большим запасом (в 2-3 раза), тогда вы будете спокойно чувствовать себя на воде. Либо доверьтесь профессионалам по изготовлению понтонов.

Модульный понтон – практичный и надежный

Если вы являетесь владельцем плавучего средства, обустройство надежного места для парковки – это объективная необходимость. До недавнего времени применялись конструкции из дерева или монолитного бетона. Практика показывает, что стационарные конструкции выглядят, не так презентабельно, а по эксплуатационным свойствам существенно уступают такому современному варианту, как плавучий модульный понтон.

После зимы деревянный причал требует, в лучшем случае, ремонта, в худшем – полной замены. Если пирс расположен на реке с сильным течением, то велика вероятность, что половодье смоет и унесет конструкцию вместе с подтаявшими льдинами.

Бетонная конструкция слишком массивна и сложна в установке. Перенести такой причал с одного места на другой в лучшем случае проблематично, в худшем – невозможно. По сравнению с монтажом деревянных или, тем более, пластиковых, конструкций, возведение бетонного причала – дело трудоемкое. При этом, результат нередко не так хорош, как хотелось бы.

Модульные полиэтиленовые понтоны

Самый оптимальный вариант – это плавучие пластиковые конструкции, элементы которых соединены между собой особыми креплениями через отверстия по периметру. Такие понтоны не требуют какого-то особого обслуживания, не подвержены влияниям речной или морской воды, льда. При необходимости их легко собрать, демонтировать и установить на другом месте. Изготавливают такие пластиковые конструкции из полиэтилена низкого давления (ПНД) с добавлением специальных составов против воздействия прямых солнечных лучей, соленой воды.

При монтаже пирсов, причалов, плавучих платформ всегда используются дополнительные аксессуары – поручни, сходни, кнехты и другие. Каждый может благоустроить свою гавань или причал так, как ему угодно.

Сегодня можно купить самые разные составные пластиковые блоки (модули) для понтонов на любой вкус и бюджет.

Но если покупка готового пластикового понтона не входит в ваши планы, то можно попробовать сделать понтон своими руками. Об этом далее..

Мост «гармошкой»

И только в начале 1950-х группе конструкторов инженерных войск Советской армии (Ю. Глазунов, М. Михайлов, В. Асеев и др.) пришла в голову простая мысль — отказаться от пролетных строений и превратить в проезжую часть моста сам понтон. Правда, в этом случае понтоны пришлось бы ставить вплотную друг к другу и их понадобилось бы очень много, зато понтону пришлось бы нести лишь полезную нагрузку, немалый вес пролетного строения исключался.

Однако проезжая часть должна обеспечивать движение танков, то есть иметь ширину хотя бы 4 м (ширина танка по гусеницам 3,2 м). Понтон такой ширины не вписывается ни в железнодорожные, ни даже в обычные автодорожные габариты.


Автомобиль, несущий звено из комплекта современного понтонного парка ПП-2005. Как можно заметить, несмотря на появление новых модификаций, центральная идея остается прежней. Базовым блоком наплавного моста является звено, состоящее из 4-х связанных шарнирами элементов.

После перебора многих вариантов было найдено необычайно оригинальное решение — сделать понтон складным: четыре отдельных понтона меньшего размера соединялись между собой шарнирами. В сложенном виде понтон получил размеры 6,9 х 3,15 х 2,3 м и теперь легко помещался на тяжелом грузовике КрАЗ-214, то есть вписывался в требуемые транспортные габариты. Называлась такая складная конструкция «звеном».

Конструктивные особенности модульных понтонов

хорошо переносит перепады температур

Изделие имеет форму параллелепипеда, полого внутри. На боковых гранях модуля предусмотрены приливы с отверстиями или пазы, предназначенные для соединения смежных элементов в единую конструкцию. Для исключения травмоопасности углы и ребра элементов скруглены. С этой же целью на лицевой поверхности (верхней грани) наносится противоскользящая насечка.

Соединение модулей понтона

В разрезе модуль представляет собой ячеистую структуру, благодаря которой образуются дополнительные ребра жесткости. Такая конструкция позволяет значительно повысить прочность и грузоподъемность изделия.

По форме понтонные модули бывают двух видов. Смотрите фото ниже:

Дополнительный аксессуары и оборудование понтонов

Чтобы превратить платформу в удобное плавсредство, необязательно городить самодельные конструкции: можно воспользоваться готовыми решениями. Производители понтонов изготавливают большое количество стандартного оборудования:

  1. Трапы: представляют собой металлическую конструкцию, обшитую террасной доской из водостойкой древесины. Они выпускаются в двух исполнениях. В первом случае один ее конец жестко крепится на берегу, во втором – на понтоне. Свободный конец оборудован роликами, обеспечивающими свободное перемещение. Размер стандартного трапа – 1х1,5 метра.
  2. Лесенки: предназначены для удобного входа в воду во время купания. Данные конструкции имеют по пять ступеней и оборудованы поручнями.
  3. Слипы для гидроциклов: по-другому они называются причалами. Они имеют простую систему крепления к платформе и могут устанавливаться в любом ее месте.
  4. Леерные ограждения: изготавливаются из стальных труб с антикоррозионным покрытием. Монтируются по периметру понтона, обеспечивая безопасное передвижение по всей его площади.
  5. Якорь: изготавливается из водостойкого бетона и служит для удержания понтона в определенном месте.
  6. Малое крепление для якоря: имеет вид пластины со скобой. Изготавливается из анодированного металла. Комплектуется якорное крепление резиновыми закладными в количестве двух штук. Их вставляют в ниши понтона и фиксируют гайками.
  7. Утка швартовая: другое название элемента – кнехт. Монтируется по краю причальной части понтона.
  8. Пластиковый бампер: используется для защиты понтона от прямых ударов маломерных судов.

Кроме вышеперечисленного оборудования на понтоне устанавливают скамейки, навесы, элементы освещения, горки для спуска в воду и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector